Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МБОУ

Большеустинская основная

 школа

 

Питание

 

  Организация школьного питания

Горячая линия по организации горячего питания в школе:

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 13.11.20 № 316-01-63-1874/20 "Об информационном обеспечении организации реализации основных общеобразовательных программ общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"

Телефон горячей линии по организации бесплатного питания:

8(831)433-08-09 - Министерство образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области (среда и пятница с 14:00 до 17:00)

8(83155)2-16-91 - Управление образования и молодёжной политики Шарангского района (пн.-пт. с 8:00 до 17:00; сб, вс- выходной)

 8(83155)2-55-29 –МБОУ Большеустинская ОШ  (пн. - пт. с 08.00 до 16.00, сб. с 08.00 до 12.00, вс. - выходной)

8(904)-911-50-29 - Директор школы Протасова Роза Михайловна 

 

Информация

об организации горячего питания обучающихся  

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 01.03.2020 № 47-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О КАЧЕСТВЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ" И СТАТЬЮ 37 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 На сайте Роспотребнадзора опубликованы   вводимые  впервые Методические рекомендации MP 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций», утвержденные  18 мая 2020 г. (далее – МР). https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=14660

   - Методические рекомендации "Родительский контроль за организацией горячго питания детей в общеобразовтельных организациях"

         С 01.09.2020 года в школе организуется бесплатное горячее питание для всех обучающихся 1-4 классов. Заявлений от родителей на питание обучающихся 1-4 классов не требуется.

        С 01.09.2020 года в школе также организуется льготное горячее питание для следующих категорий обучающихся:

   - с ограниченными возможностями здоровья;

  - детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, определенных на основании решения педагогического совета школы или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

 -юношей допризывного возраста с дефицитом веса, достигших возраста 14 лет, на основании карты профилактического медицинского осмотра несовершеннолетних.

  

Режим работы столовой

Для правильного развития учащихся, сохранения их высокой работоспособности большое значение имеет также соблюдение режима питания.

Режим питания в школьной столовой

2020-2021 уч. год

 

 

 

Время

 

 

Класс

 

Кол-во питающихся

1-я обеденная перемена

(завтрак) 

 

 

09.40-10.00

 

Учащиеся 1-5 класса

 

17  чел.

2-я обеденная перемена

(зактрак)

 

 

10.45-11.05

 

Учащиеся 6-9 класса

 

25 чел.

 

  Контроль за организацией горячего питания и работой школьной столовой   осуществляется созданной бракеражной комиссией по проверке горяче­го питания, которая осуществляет контроль за качеством готовой продукции, за санитарным состоянием столовой, за организацией приема пищи обучающихся. Составлен график дежурства учителей в столовой.

        Для обучающихся с ОВЗ в школьной столовой организовано полностью бесплатное питание.

  

Школьное питание – это залог здоровья подрастающего поколения

 

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.

Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в школе, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Многие обучающиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

Здоровое (рациональное) питание - одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.

Несмотря на то, что вопрос «питание» касается каждого человека несколько раз в день и оказывает систематическое влияние на состояние здоровья, теме этой до сих пор еще не уделяется должного внимания. Школьная программа и образовательный стандарт среднего образования не упоминают принципов здорового питания.

Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родительских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.

Обеспечение школьников полноценным горячим питанием нуждается в радикальных изменениях и должно рассматриваться всеми заинтересованными службами района как стратегическое направление, поскольку совершенствование системы школьного питания напрямую связано с сохранением здоровья населения и задачами улучшения демографической ситуации в районе.

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Одной из уязвимых групп населения на фоне происходящих в стране социально- экономических преобразований оказались дети, особенно школьного возраста.

Задачи работы по организации школьного питания

1.     Увеличение охвата горячим питанием обучающихся 1-9-х классов школы.

2.     Совершенствование системы контроля качества и безопасности питания обучающихся.

3.     Развитие и укрепление материально-технической базы школьной столовой.

4.     Организация пропаганды среди обучающихся и их родителей принципов рационального здорового питания. Воспитание культуры питания и здорового образа жизни у школьников.

 


Организация питания в школе предполагает следующие аспекты:

·        Организационные

·        Медико-гигиенические

·        Воспитательные задачи                                                        

·        Мониторинг и  представление опыта работы

Организационные аспекты

Нормативно-правовая база и ведение документов

Нормативно-правовая база в школе представлена следующими документами:

·        Устав школы

·        Приказ об организации питания в школе на учебный год.

·        Положение о порядке организации питания обучающихся в МБОУ Большеустинской ОШ

·        Положение о  бракеражной комиссии МБОУ Большеустинской ОШ

·        2-х недельное меню, утвержденное Роспотребнадзором.

 

Мониторинг питания

Особую роль в организации питания  администрация школы отводит мониторингу:

·        ежемесячный охват горячим питанием обучающихся;

·        анкетирование обучающихся;

·        обсуждение на родительских собраниях;

·        анализ работы на совещаниях, педсоветах.

 

Сравнительный мониторинг организации питания обучающихся

Учебный год

2017 - 2018

2018 - 2019

 

2019-2020

Количество обучающихся в школе

44

43

 

44

Количество обучающихся получающих горячее завтраки 1-4 кл.

100%

100%

 

100%

Количество детей, получающих горячие завтраки 5-9 кл.

92,0%

100%

 

100%

Организация полноценного горячего питания является, однако, сложной задачей, одним из важнейших звеньев которой служит разработка меню школьных завтраков и обедов, соответствующих современным научным принципам оптимального (здорового) питания и обеспечивающих детей всеми необходимыми им пищевыми веществами.

Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом не столько физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов, хотя в последнее время данная практика преодолевается. Хотя по-прежнему существует противоречие между низкой ценой школьного питания и желанием соответствия установленным нормативам питания детей и подростков.

Достичь положительных результатов в области организации питания, стало возможным только при активном взаимодействии классных руководителей с родителями и обучающимися, рассмотрение проблемы на родительских собраниях.

Финансовое обеспечение организации школьного питания в настоящее время осуществляется за счет родительских средств, областного и муниципального бюджетов.

Организация льготного питания

для учащихся из социально незащищенных семей

 4 обучающихся школы обеспечены льготным питанием – это составляет 8,0% от всех обучающихся, питающихся в школьной столовой.

Питание осуществляется:

Из бюджета субьекта  

Из бюджета муниципального образования  

Из внебюджетных источников  

Остается проблема – охват горячим питанием обучающихся старшего звена. Ведется постоянная, организационная, целенаправленная работа с обучающимися и их родителями в старшем звене.

 

Медико-гигиенические аспекты

·       Строгое соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.

·        Систематический контроль за гигиеническим состоянием буфета - раздаточной, за ассортиментом и составом блюд.

·        Ведение бракеражного журнала.

В  школе   назначен ответственный за организацию питания.   Разработаны его функциональные обязанности: осуществление контроля за организацией питания, составление списка контингента обучающихся,  имеющих право на льготное питание, участие в работе бракеражной комиссии,  работа с классными руководителями, родителями  по организации питания. С целью постоянного контроля за школьной столовой, выявления мнения о питании  детей в школе   проводится анкетирование  родителей, обучающихся, педагогов.

 

Воспитание у обучающихся навыков культуры питания 

В школе реализуется Программа «Разговор о правильном питании».

Цель программы – формирование  основ культуры питания, как части общей культуры здоровья. 

 Задачи:

·        развитие представлений о правильном питании;

·        формирование полезных навыков и привычек;

·         формирование ответственного отношения к своему здоровью;

·        формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием;

·        просвещение родителей в вопросах рационального питания для детей.

Принципы реализации программы:

·        -научная обоснованность и практическая целесообразность

·        -возрастная адекватность

·        -необходимость и достаточность информации

·        -модульность структуры

 

Внеурочная работа (классные часы, кружковые занятия)

Досуговые мероприятия (викторины, конкурсы, праздники)     

 

            В 2019-2020 годах мы использовали эту программу в работе классных руководителей с обучающимися начальных классов.

 Работа организовывалась согласно плану, предложенному авторами программы, который соответствовал разделам в рабочих тетрадях. Детям очень нравилось работать по рабочим тетрадям, отвечающим всем современным гигиеническим и эстетическим требованиям. Особенно по теме: «Самые полезные продукты», где используя стикеры, ребята «наполняли корзины» полезными продуктами, затем, обсуждая в группах выполненное задание, сравнивали результаты своей работы с результатами других групп. Дополняли продуктовые «корзины» фруктами  и овощами, формируя правильное представление о полезных продуктах .

 

При изучении темы: «Время есть булочки», обучающиеся с помощью родителей подготовили рефераты о важности  включения хлеба в рацион питания растущего организма, о временных предпочтениях употребления булочек и кондитерских изделий, о пользе какао, о любви к кофе и чаю, о сомнительной пользе газированных напитков.

Тема «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» раскрыла творческие способности детей. Был оформлен стенд с рисунками детей: «Я люблю витамины», собраны загадки о ягодах, фруктах, овощах, картинки и фотографии, рецепты варенья и других блюд, которые можно приготовить из самых витаминных продуктов.

           В процессе изучения тем программы было проведено анкетирование обучающихся и родителей, в результате которого 100% детей и родителей высказались о желании в дальнейшем работать по этой программе, что занятия интересны и полезны для них. Повысился уровень самосознания обучающихся, появились стойкие убеждения в необходимости правильного питания: увеличилось на 20 %,  число детей, которые считают, что завтрак необходим для них, на 24% увеличилось число детей, которые осознали, что необходимо соблюдать режим питания. 97% обучающихся выполняют гигиенические требования (мытьё рук перед едой) без напоминаний. Увеличилось число детей, которые  знают о вреде газированных напитков и чипсов, они высказали готовность уменьшить в своём рационе (а некоторые, считают, что необходимо даже отказаться)  вредные продукты.   

 

          Работая по программе «Разговор о правильном питании» вместе с детьми в рамках классного часа мы бы хотели, чтобы с этой программой познакомилось как можно больше педагогов и обучающихся, так как она не только знакомит обучающихся с основами рационального питания, но и заставляет задуматься о своём здоровье с детства, а как известно здоровье - один из основных компонентов, определяющих качество жизни.            

 Задачами этого занятия было:

• знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности обучающихся;

• определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности обучающихся;

• ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.                 

Большая заинтересованность родителей в  организации питания детей.

Основные вопросы, которые обсуждаются   с родителями и педагогами:

·        изучение, обсуждение и принятие решений по вопросам организации питания в школе;

·        разработка рекомендаций по совершенствованию организации питания школьников;

·        заслушивание отчетов специалистов, занимающихся организацией горячего питания;

·        осуществление контроля за организацией питания школьников.

Работа по воспитанию культуры питания среди родителей включает в себя проведение родительских собраний на темы: «Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни», «Питание обучающихся», «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний и инфекционных, простудных заболеваний»;  анкетирование родителей «Ваши предложения на учебный год по развитию школьного питания».

 

Формирование у школьников культуры питания включает в себя множество мероприятий:

·        беседы,  цикл уроков «Культура питания»,

·         классные часы;

·        отбор информации о правильном, рациональном питании для обучающихся в течение всего периода обучения (Уголки здорового питания);

·        конкурс рисунков «Пейте, дети, молоко!»;

·        анкетирование с целью выяснения вопроса о выборе блюд.

 

Вопросы работы школы по улучшению питания обучающихся, внедрение новых форм обслуживания с учетом интересов детей и их родителей рассматриваются на совещаниях при директоре, совещаниях классных руководителей, классных часах и родительских собраниях.

 

Материально-техническое обеспечение организации школьного питания

 

Большое внимание уделяется состоянию материально-технической базы пищеблока на предмет ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.

   

В каждом учебном году проводится текущий ремонт  школьной столовой.  По мере необходимости проводится обновление кухонного инвентаря и  посуды.

   

Однако проблема укрепления и пополнения материально - технической базы школьной столовой остается и на сегодняшний день весьма актуальной.

 

Здоровье детей - это важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Сбалансированное питание детей и подростков способствует повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.

 

     
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"